Одним из самых популярных и универсальных способов соединения стальных деталей в различных конструкциях является сварка. Это процесс позволяет получить неразъёмные соединения путем образования межатомных связей свариваемых между собой частей. Соединение происходит благодаря общему нагреву, пластическому деформированию или тому и другому процессам вместе. При сварке, как и в процессе прочих производственных процессах, может случаться брак. Под браком, в данном случае, подразумеваются дефекты сварных соединений и швов. Такие нарушения поверхности могут сильно повлиять на качество и безопасность для потребителя готового изделия.
Дефектами сварных соединений считаются любые несоответствия заданным нормативными документами параметрам для данной процедуры. Дефекты возникают в случае нарушений требований к подготовке, сварочным материалам, сборке и сварке соединяемых деталей, механической и термической процедурам обработки сварных швов и всей конструкции. Главная причина возникновения сварочных дефектов — использование дешевых и низкосортных материалов. Так же к причинам можно отнести применение сварочного оборудования низкого качества. Кроме того, если ремонт или диагностика производились рабочими, не имеющими специальных навыков и квалификации, а также применялись несоответствующие выполняемой процедуре приборы, своевременное выявление и устранение дефектов будет невозможно.
Существуют следующие виды дефектов сварных соединений:
— Внутренние
— Наружные
— Сквозные
Чаще всего встречаются наружные дефекты сварных швов. Данный вид подразумевает такие нарушения, как наплывы, излишне малые размеры, неравномерная ширина сварного соединения, смещение линий шва, «надрезы», пористая поверхность, трещины, раковины усадки, не заделанные при сварке кратеры. При этом, внешние дефекты являются самой безопасной категорией неисправностей.
Под внутренними дефектами принято понимать поры, трещины в толще изделия, многочисленные включения шлака, не проваренные места.
Сквозные дефекты — это свищи, которые проходят сквозь всю толщину детали, трещины и пережоги проходящие все изделие насквозь.
Чтобы определить категорию дефекта необходимо использовать специальные методики. Непосредственно, для сварных соединений и швов рекомендуется ультразвуковой контроль. Точность показаний такого метода зависит от квалификации оператора, качества измерительных приборов, тщательности подготовки объекта к диагностике.